Транссибирская магистраль
Транссиб,
Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь
(историческое название) - это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь
континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и
столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток)
районами. Это дорога, скрепляющая Россию - страну, протянувшуюся на 10 часовых
поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое
военно-стратегическое пространство. Если бы его не построили в свое время, то с
очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и
побережье Тихого океана - как не смогла она удержать Аляску, никак не связанную
с Российской империей устойчивыми путями сообщения. Транссиб - это также
дорога, давшая толчок освоению восточных районов и вовлекшая их в экономическую
жизнь остальной части громадной страны.
Некоторые
думают, что термин "Транссиб" надо толковать как путь, соединяющий
Урал и Дальний Восток, и буквально проходящий "сквозь" Сибирь
(Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного
значения этой магистрали. А название? Название это дали нам англичане,
окрестившие путь не "Great Siberian Way", как должен был быть
буквальный перевод с русского, а "Trans-Siberian Railway" - и оно
затем привилось и укоренилось в речи.
И
сейчас "Транссиб" как геополитическое понятие имеет смысл как путь,
соединяющий Центр и Тихий Океан, Москву и Владивосток, а шире - как путь,
соединяющий порты Запада и столицу России, а также выходы в Европу (Москва,
Санкт-Петербург, Брест, Калининград) с портами Востока и выходами в Азию
(Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск); а никак не локальный путь, соединяющий
между собой Урал и Дальний Восток.
Узкое
толкование термина "Транссиб" предполагает, что мы говорим о главном
пассажирском ходе Москва - Ярославль - Екатеринбург - Омск - Иркутск - Чита -
Владивосток.
Фактическая
протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному
пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому
показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю
Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше
- 9298 км и не совпадает с реальной. Имеется несколько параллельных грузовых
обходов на различных участках. Ширина колеи на Транссибе - 1520 мм.
Протяженность
Великого Сибирского пути перед первой мировой войной от Санкт-Петербурга до
Владивостока по северному пассажирскому ходу (через Вологду - Пермь -
Екатеринбург - Омск - Читу - Харбин) составляла 8913 верст, или 9508 км.
Транссиб
проходит по территории двух частей света: Европе (0 - 1777 км) и Азии (1778 -
9289 км). На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию, соответственно -
80,9%.
В
настоящее время начальный пункт Транссиба - это Ярославский вокзал Москвы, а
конечный пункт - Владивостокский вокзал.
Но
так было не всегда: примерно до середины 20-х годов воротами в Сибирь и на
Дальний Восток был Казанский (тогда Рязанский) вокзал, а в самый начальный
период существования Транссиба - в начале XX века - Курско-Нижегородский (ныне
Курский) вокзал Москвы. Необходимо также упомянуть, что до революции 1917 года
начальным пунктом Великого Сибирского Пути считался Московский вокзал
Санкт-Петербурга - столицы Российской империи.
Не
всегда и Владивосток считался конечным пунктом: небольшое время, начиная с
самого конца 90-х годов XIX века и вплоть до решающих сухопутных сражений
русско-японской войны 1904-05 гг., завершением Великого Сибирского Пути
современники считали военно-морскую крепость и город Порт-Артур, находящийся на
побережье Восточно-Китайского моря, на арендованном у Китая полуострове Ляодун.
Начало
строительства: 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская
падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий
император Николай II.
Фактическое
начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года,
когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.
Смычка
рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3
ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги,
прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом.
Но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не
существовало.
Регулярное
сообщение между столицей империи - Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами
России - Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле
1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через
Маньчжурию, была принята в постоянную ("правильную") эксплуатацию.
Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского
Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через
Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный
рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала
рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября)
1904 г.; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как
отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и
регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать
только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов
Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до
Владивостока).
Конец
строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с
пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому
мосту.
Стоимость
строительства Транссиба с 1891 по 1913 г. составила 1.455.413 тысяч рублей.
Начиная
с 1956 года, маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская - Ярославль-Гл. -
Данилов - Буй - Шарья - Киров - Балезино - Пермь-2 - Свердловск-Пасс.
(Екатеринбург) - Тюмень - Называевская - Омск-Пасс. - Барабинск -
Новосибирск-Главный - Мариинск - Ачинск-1 - Красноярск - Иланская - Тайшет -
Нижнеудинск - Зима - Иркутск-Пасс. - Слюдянка-1 - Улан-Удэ - Петровский Завод -
Чита-2 - Карымская - Чернышевск-Забайкальский - Могоча - Сковородино -
Белогорск - Архара - Хабаровск-1 - Вяземская - Ружино - Уссурийск -
Владивосток. Это - главный пассажирский ход Транссиба. Он окончательно
сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой
Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических
причин, а Южно-Уральский ход был слишком перегружен в связи с начавшейся
индустриализацией СССР.
До
1949 года в районе Байкала основной ход Транссиба проходил по Кругобайкальской
дороге, через Иркутск - по берегу Ангары - станцию Байкал - по берегу Байкала -
до станции Слюдянка, в 1949-56 гг. действовало два маршрута - старый, вдоль
берега Байкала, и новый, перевальный.
Транссиб
проходит по территориям 14 областей, 3 краев, 2 республик, 1 автономной области
и 1 автономного округа Российской Федерации и на нем расположено 87 городов.
На
своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол,
Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури;
на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал и 39 км по берегу Амурского
залива Японского моря.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|