ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПОМЕСТНОГО И СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПОМЕСТНОГО И СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Роман
Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман,
правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это
было время подъема национального самосознания, пробужденного войной
1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции
самодержавно-крепостническим строем. Пушкин, передовой человек
своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда
вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо
названным критиком Белинским «энциклопедией русской жизни». Одним из
вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском
дворянстве, провинциальном и столичном. В своем романе Пушкин правдиво
показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал меткую характеристику
представителям этого общества. За добродушием автора часто стоит весьма
ироническое описание того или иного героя. Например, когда речь заходит
о дядюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет: Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. С
такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему
нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным
обычаям Пушкин с симпатией относится к семейству Лариных. К ним еще не
дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут
на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам».
Сам Ларин Дмитрий «...был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый».
Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате
ел и пил» и «умер в час перед обедом». Очень образно показал нам
поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и «толстый
Пустяков», и «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и
«уездный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяжелый
сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «Скотинины — чета
седая» — как бы из «Недоросля» перекочевали в роман Пушкина. Таково
провинциальное дворянство XIX века, недалеко ушедшее по своим взглядам
и образу жизни от дворянства XVIII столетия. Помещики жили по
старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они
заботились только о своем благополучии, имели «наливок целый строй» и,
собравшись вместе, говорили «...о сенокосе, о вине, о псарне, о своей
родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не
шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о
которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать
замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским:
«Все дочек прочили своих за полурусского соседа». Культурные запросы
провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких
словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так,
Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осердясь». Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». Когда
Евгений, приехав в деревню, «ярем... барщины старинной оброком легким
заменил», то «...в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его
расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин.
Все, о чем рассказывает поэт, — правда; это и его личное наблюдение за
жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он видел это
все своими глазамиВ романе изображается и жизнь столичного
аристократического общества. Жизнь дворян — сплошной праздник. Именно
система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вести такой
образ жизни. Театры, балы, рестораны — это основное занятие столичного
дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был
тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали
нормальным явлением. Автор романа подробно познакомил нас с «занятиями
Евгения Онегина и на примере одного дня, проведенного им, показал, что
жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что
вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически
рисует типичных представителей высшего света. Цвет столицы — это
«необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы», «с виду
злые дамы» и «не улыбающиеся девицы». Без цели, без движения вперед —
вот какими мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские
гостиные Петербурга и Москвы: Все в них так бледно, равнодушно: Они клевещут даже скучно, В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум. Как
поместное дворянство, так и столичное преклонялось перед всем
иностранным. В каждом доме дворянина были заграничные предметы рокоши,
которые Париж и «Лондон щепетильный... за лес и сало возят нам». Везде
носили одежду на заграничный манер и говорили по-французски: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет. Татьяна,
«русская душою», попав в петербургское общество, мыучила науку
«властвовать собою», о которой говорил ей Онегин. Нысший свет может
любого перевоспитать в светского человека, каким он должен быть в
понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый
век: какой прекрасный чело-мк». С раннего детства дворянам прививали
черты человека-карьериста, который должен быть хватом или франтом,
чтоб «жизни 10ЛОД с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не
чуждал-I " • ив тридцать лет «был выгодно женат». Характеристика
дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель
— добиться славы и чинов. Пушкин Ирен своим принципам и всегда в
произведениях осуждающе относится к такого рода людям. В романе
«Евгений Онегин» он сатири-•" ки обличает образ жизни поместного и
столичного дворянства. При этом поэт точно указывает на главного врага,
позволяющего иморинству вести такой образ жизни —
самодержавно-крепостни- Некий строй.