Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:
ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Евгений
Онегин — это мой любимый герой. Он интересен мне как человек, резко
выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего
человека». Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в
детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не
родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали. Пушкин
пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует
рядом с Онегиным и сравнивает его с собой. В детстве у Онегина
умерла мать, его отцу неохота было заниматься его воспитанием, и он
нанял «убогих» гувернеров и гувернанток, которые ничему не учили
мальчика, а лишь бранили его слегка за шалости: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь... И
немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих
желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и
обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но
сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг. Как
потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и
философские книги. И это очень пошло ему на пользу, потому что,
встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время
университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как
философия и политика. Онегин вращается в высшем свете. Сначала он
живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это
он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало
интересовать, что происходит на сцене: ...потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился — и зевнул. (Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».) Но
по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только
своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского
света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела: ...Но к жизни вовсе охладел. Как Child Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он... Онегин
хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни
сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других
постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем
людям, с которыми его сталкивает судьба. Получив любовное письмо
Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает
ей, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если
бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее. Так
же он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто
ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он
«страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя. Он,
видимо, понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие
труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по
проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие
найти себе «полезное» занятие. Пойти служить офицером или чиновником он
не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за
которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него
остается борьба со злом тогдашней русской жизни — крепостным правом и
царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу
своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду: «Труд
упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским
революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней
обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской
молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других». Хоть он людей, конечно, знал И вообще их презирал — Но (нет правил без исключений) Иных он очень отличал И вчуже чувство уважал, — то есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем. Почти
на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются
неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество
(у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем),
разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и
переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних
главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он
обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе.
Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм,
его невнимательность к людям, забота только о себе. Он уже не такой
высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он
приходит в ужас от своего бессмысленного поступка: Мгновенным холодом облит, В тоске сердечных угрызений... Убийство
Ленского перевернуло всю его жизнь. Теперь уже Онегин не может
игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается.
Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него
действительность жизни русского народа, которую он увидел во время
путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно
другим человеком. Это и есть «перерождение». Именно поэтому Онегин
является моим любимым героем. Образ Онегина — это образ, вобравший в
себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это
молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное
образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную
жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках. Но в отличие
от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к
своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть
какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от
окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но
все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут
порвать с такой жизнью. Пушкин очень хорошо характеризует скуку и
чувства, свойственные этим людям: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей. Хотя
весь роман — это повествование о Евгении Онегине как об
индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель
дворянской молодежи того времени.