РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА (англ. Romeo and Juliet) — герои трагедии У.
Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), ставшие навсегда символом
прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных
непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат:
Монтекки (Ромео) и Капу-летти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в
«Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных
многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения;
имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных
любовников» Луиджи да Порто (ок. 1524), где действие происходит именно
в Вероне. От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к
Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура
Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая, в свою очередь, и стала
главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии.
Однако, как и всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук,
изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к
тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения
перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты
если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение,
за каковые их постигает заслуженная кара. Совсем иначе подошел к этой
истории Шекспир. Его ренес-сансный идеал великой любви, оказывающейся
выше семейных предрассудков, выше вековой ненависти, казалось бы
непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, — и
сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре
столетия, что отделяют нас от момента создания пьесы. Действие
шекспировской трагедии уложено в пять дней, за которые происходят все
события пьесы: от начальной — и роковой! — встречи Ромео и Джульетты на
балу в доме Ка-пулетти до их печальной гибели в фамильном склепе
Капулетти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их
чувства делает их не по годам взрослыми. Впрочем, в этом смысле они
достаточно разные. Ромео в начале пьесы наивен, он томно мается от
влюбленности в некую Розалинду. (В отличие от Брука, делающего ее
активным действующим лицом и выстраивающим вокруг нее и Ромео
длительное действие, Шекспир не выводит ее на сцену вовсе.) Вокруг
Ромео целая компания таких же, как и он, юношей (Меркуцио, Бенволио), и
он проводит свое время так, как положено в его годы: праздно шатаясь,
томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала, с
первого своего явления поражает не только чистотой и очарованием
расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением
бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно
осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и
сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее, превращаясь
из заурядного юного ловеласа в страстно любящего и готового на все ради
этой любви «не мальчика, но мужа».
Любовь Ромео и Джульетты не просто нарушение семейных запретов — это
открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти — той
ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали
многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой зиждились чуть ли не
государственные устои Вероны. Потому так страшит всех безоглядность и
глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются их
разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего
нарушать нельзя. Несмотря на свою юность и беззаботность, несмотря на
всю мальчишескую лихость Ромео и девчоночью непосредственность
Джульетты, они практически с самого начала знают пред-начертанность
финала. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта,
глядя вслед уходящему в изгнание Ромео. Мощь и запредельность их
страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость
на все, в том числе и на смерть, потрясают даже того, кто, казалось бы,
их понимает и не только им сочувствует, но и всячески способствует, —
отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, // И смерть их ждет
в разгаре торжества».
Первая постановка пьесы состоялась предположительно в лондонском театре
«Куртина». Среди знаменитых исполнителей роли Ромео в английском театре
— Дэвид Гаррик (1750), Ч.Кэмбл (1805), Ч.Макреди (1810), Э.Кин (1817),
в 1882 году трагедия была поставлена в театре «Лицеум», руководимом
Генри Ирвингом (Ирвинг — Ромео, Э.Терри — Джульетта), в 1884-м роль
Джульетты сыграла Стелла Патрик Кэмпбелл. В XX веке выдающимся
исполнителем роли Ромео стал А.Мо-исси (в постановке М.Рейнгардта,
1907). В английском театре Ромео — Джон Гилгуд, Джульетта — Адель
Диксон (1929); Ромео и Меркуцио — поочередно Дж.Гилгуд и Лоренс Оливье,
Джульетта — Пэгги Эшкрофт (1935). В 1940 году Л.Оливье и Вивьен Ли
сыграли спектакль в Нью-Йорке. Известной исполнительницей роли
Джульетты в 1970-е гг. стала Дороти Тьютин.
На русской сцене в роли Ромео, как и во многих других ролях,
соперничали П.С.Мо-чалов (Малый театр, 1824) и В.А.Каратыгин
(Александрийский театр, 1841). В 1881 году Джульетту сыграла
М.Н.Ермолова (Ромео — А.П.Ленский). Знаменитыми были спектакли
Камерного театра 1921 года в постановке А.Я.Таирова (Джульетта —
А.Г.Коонен, Ромео
— Н.М.Церетели) и Театра Революции 1935 года в постановке А.Д.Попова
(Джульетта — М.И.Бабанова, Ромео — М.Ф.Астангов), Театра на Малой
Бронной 1969 года в постановке А.В.Эфроса (Джульетта — О.М.Яковлева,
Ромео — А.Д.Грачев).
История «веронских любовников» продолжилась в операх В.Беллини (1830) и
Ш.Гуно (1867), в увертюре-фантазии и сценах-дуэтах П.И.Чайковского
(1869), в драматической симфонии для солистов и оркестра Г.Берлиоза
(1839). Выдающимися исполнителями оперных версий героев Шекспира были
Аделина Патти, А.В.Нежданова (Джульетта) и Л.В.Собинов, С.Я.Лемешев
(Ромео). Для русских зрителей образ Джульетты неразрывно связан с
именем Г.С.Улановой, танцевавшей эту партию в балете С.С.Прокофьева
(1940, хореография Л.М.Лавровского). Известны также балетные воплощения
шекспировского сюжета на музыку Чайковского, Берлиоза (последняя в
балете М.Бежара, 1978). Самая знаменитая экранизация принадлежит
Ф.Дзеффирелли (1968). Модернизированная версия истории Ромео и
Джульетты, перенесенной в XX век, — фильм-мюзикл «Вестсайдская история»
(1961).
Лит.: Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984; Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.
|